Это статья для тех, кого имеет механизм включения полного привода на раздатке Multi-mod автомобилей Toyota. Начну из далека, один наш корефан, заядлый путешественник, после поездки на крайний север пожаловался на то, что у него не выключается полный привод, или не включается, и постоянно моргает лампочка полного привода. Я отнекивался как мог, зная, что угробим огромное количество времени, и возможно даже безрезультатно. Но деваться было некуда, пришлось делать.
Обложились книгами, статьями из Интернета, и начали читать. Я проклял все, как устроена раздатка – знаю, разбирали, меняли цепь. В книжке вычитал как ее снять, разобрать, собрать, поставить на место, проверить датчики, но нет ни слова о том, как правильно разобрать и собрать привод включения раздатки. Читаю книгу, смотрю на машину и понимаю что я инопланетянин, в книге написано одно, а на самой машине все по другому, и непонятно для чего написана книга, чтобы отбить охоту ремонтировать и купить новую раздатку, или запутать врагов отечества. В одном параграфе описываются все виды раздаток, которые ставились на эту машину, причем описание идет параллельно сразу мультимода и парттайма, тех, что ставились до 2000 года и после. Чем они отличаются – непонятно, но датчики одни и те же, и проверяются одинакого. Это и козе понятно, только машина 99 года, а датчики стоят после 2000, и выглядят совсем по другому. Функции они выполняют те же, только в книге это датчик нейтрали, а на машине оказался датчиком включения 4 WD, и я никак не мог понять что, когда в каком режиме включается!
Плюнув на все это дело, я посмотрел на электрическую схему, нарисованную на соседней странице, и понял, что это не схема включения раздатки, а пульт управления космическими кораблями. На ней столько выключателей, что у меня создалось впечатление, что на один лист собрали все электрические схемы раздаток, и объединили их, а каждый читатель, отгадывая этот ребус, отбрасывает ненужное. В общем, книга как энциклопедия, обо всем сразу, и ничего конкретного. Перестав ломать голову, полезли под машину, искать проблему. Нашли ее достаточно быстро, после поездки по снегу, умер моторчик, который приводит механизм в движение, от попавшей в него воды. Вода, в виде снега туда попасть не могла, но система отказала из-за попадания во внутрь влаги, после поездки на крайний, вернее бескрайний север. Не любят все-таки японцы холод.
Дальше начинаются приколы. По информации, чтобы снять привод с раздатки, надо перевести ее в положение 4WD! Делается это просто, включить зажигание и нажать кнопку. Прикольно нажимать кнопку, и ждать, пока распухший от ржавчины и грязи моторчик, соизволит провернуться в нужное нам положение. Других способов мы не нашли, пришлось снимать крышку моторчика и пробовать его крутить. С приличными усилиями удалось открутить винты и снять крышку. Ротор просто утонул в ржавчине, и не хотел вращаться, пришлось его выдергивать силой. Попутно потеряли пружинку щеточного узла и шарик, который висит на торце вала, и выполняет роль подшипника. Правда об этом узнали потом, так как разглядеть в куче грязи и смазки было ничего не возможно. Но силы не хватило чтобы выдернуть ротор, и пришлось снимать крышку червячной шестерни с контактами. Там тоже хватило ржавчины и грязи, ну и попутно потеряли второй шарик, который выполнял роль подшипника, но уже самой шестерни. Но об этом мы тоже узнали позже. Сняв все эти устройства, почистив и помыв, заново смазав смазкой собрали обратно, и проверили, После двух проходов от края до края механизм клинило, и вернуть его к работе можно было только снова разобрав. В каком положении ставится шестерня мы даже понятия не имели, втыкали наобум, раздатка щелкала, что-то включала, а потом все переставало работать. Нам это надоело, и мы отложили это издевательство до следующего раза.
В следующий раз, поняв что действовать придется как обычно, т.е. методом научного тыка, книга тут мало чем помогает, было принято решение изучить как работает система и датчики а потом решать что делать. Первым делом попытались снять механизм включения с раздатки. Не получилось, для этого надо снимать бак и поперечину рамы. Вспомнив про 4WD попробовали его включить, так и не поняли, как это сделать, отвернули блок и с помощью всех и вся вырвали механизм без снятия бака и двигателя. Никому не советую так делать, внизу я опишу как это сделать без вандализма.
Получив механизм в руки, в очередной раз его разобрав, промыв бензином, поняли что потеряли 2 шарика из трех. Раскрошив кучу подшипников, подобрали шарики нужного диаметра, кстати, подшипники были от дрели или болгарки, смазали, собрали и проверили. Каково же было наше разочарование, когда моторчик опять начал клинить, у меня просто опустились руки. Я готов был стереть этот механизм в порошок, или сделать из него метательный снаряд. В общем, описывать что с ним делали не буду, все равно это было бесполезно. Оказалось все просто, механизм клинило из-за того, что мотор крутил шестеренку, и она на полном ходу упиралась в стопор, там все перекашивалось, и клинило. Если будете подавать напряжение на контакты мотора, не держите их постоянно, а подавайте короткими импульсами. Таким образом, удастся избежать заклинивания мотора в крайних положениях шестерни. После того как выяснили причину заклинивания, разобрались и с самой раздаткой.
Внимание! Раздатка имеет три режима: 2WD –- 4WD(с блокировкой межосевого диффа) –- 4WD(без блокировки межосевого диффа). Режимы включаются так: Когда вал включения торчит на максимальную длину из коробки стоит режим 2WD, в среднем положении – 4WD + блокировка, в коротком положении – 4 WD без блокировки. Проверить это просто, рукой вал можно вытащить на максимальную длину и покрутить задний кардан, если крутится он один, значит 2 WD. Если крутятся оба кардана – 4WD с блокировкой, и вал надо вытаскивать еще дальше.
Порядок установки механизма на место. Шток включения раздатки максимально задвигаем во внутрь (включая 4 WD), иначе не сможем засунуть механизм на место, смотрим в книжку, и подав питание на мотор(два зеленых провода, снизу от разъема), добиваемся замыкания контактов разъема в режиме 4WD ( как написано в книжке),после этого внедряем механизм на место, не забыв смазать уплотнительное кольцо транмиссионкой. Прикручиваем три болта, и одеваем фишки на датчики включения 4WD и блокировки. После этого ставим на место шестеренку, и соединяем оставшиеся разъемы. После этого, если все остальное исправно, механизм начинает работать без проблем. Учтите, проверять надо на работающем двигателе, и включив передачу – заставить колеса крутиться. Иначе шестерни не попадут в зацепление, и лампочка включения 4 WD будет моргать!
Порядок снятия привода с раздатки. Пробуем кнопочкой включить режим 4 WD(без блокировки межосевого диффа) и проверяем это действие заведя мотор, и включив передачу. Все колеса должны закрутиться, чуть позже передние колеса останавливаются, и появляется гул работающего межосевого дифференциала. Если передние колеса продолжают вращаться, аккуратно, деревяшкой пробуем остановить передний кардан, особо опытные могут это сделать рукой. Если передний кардан остановился, а задний вращается — значит все правильно, если нет, значит включена блокировка межосевого диффа. Глушим мотор, отворачиваем 3 болтика и снимаем крышечку, там видим шестеренку.Аккуратно вынимаем ее, и с помощью отвертки и набора слов, толкаем шток вправо (по фотографии) или вовнутрь раздатки в реале. Если мешает ось, на которой сидела шестеренка, снимите червячную шестерню, и не потеряйте шарик. После того как услышим долгожданный щелчок, проверяем включение режима 4WD. После этого снимаем разъемы и отворачиваем 3 винта, которые крепят механизм к раздатке. Легкое движение рукой, и все, механизм у нас в руках.
По поводу датчиков. Тут на фотографии их не очень видно, но они отмечены цифрами 1- датчик включения блокировки межосевого диффа ( при включении контакты замыкаются – обычно замкнут в среднем положении штока) .2- датчик включения 4WD ( контакты замыкаются когда включен режим полного привода, с блокировкой и без блокировки диффа – обычно замкнут в среднем и коротком положении штока).Несколько советов. Сразу после покупки автомобиля, если он не новый из салона, желательно снять привод и поменять уплотнительные кольца моторчика и червячной шестерни. А лучше дополнительно обмазать хорошим герметиком. Это уменьшит попадание влаги в механизм. Если снимете червячную шестерню, будьте аккуратнее, она вставляется в сальник, постарайтесь не повредить его. И хорошенько смажьте контакты, которые находятся на крышке, они очень любят отгнивать.
Такой-же привод стоит на переднем мосту положения там такие 4L-4-H. Ремонт так-же как описанно сверху. А то бывает лампочка моргает люди берут и отключают 4WD а передний мост остался заблокированным. Проверить легко надо руль на мах. И проехать немного если ось заблокированна будет пробуксовка колеса. Как-то так.